- С чего начать самообразование
- Слушайте подкасты и интеллектуальные ток-шоу
- Пересмотрите подписки в социальных сетях
- Смотрите развивающие телепередачи
- № 1. Не спешить
- № 2. Мастеринг важнее оценок
- № 3. Не зацикливайтесь и будьте гибкими
- № 4. Не стремитесь к узкой специализации
- № 5. Осознайте важность теории
- № 6. Всегда помните, какой путь вам уже удалось пройти
- № 7. Найдите свой собственный стиль и следуйте ему
- № 8. Внесите разнообразие в окружающую обстановку
- № 9. Не бойтесь задавать вопросы и обсуждать то, что еще непонятно
- № 10. Больше отдыхайте и не забывайте про нормальный сон
С чего начать самообразование
Знаний вокруг слишком много. Мы пытаемся запомнить множество пустых сведений, переживаем, что чего-то еще не охватили. Но если знания не нужны и вы к ним редко обращаетесь, они быстро забываются.
Слушайте подкасты и интеллектуальные ток-шоу
Программы «Серебряного дождя», «Эха Москвы», «Культуры», подкасты «Медузы» и других популярных СМИ – отличная альтернатива развлекательным шоу, которые вы слушаете по дороге на работу или учебу. Не делайте это через силу – ищите передачи, которые действительно заинтересуют вас. Возможно, это будут программы об истории, психологии, научно-популярные шоу.
Пересмотрите подписки в социальных сетях
На какие публичные страницы, на каких людей вы подписаны в социальных сетях? Разбавьте развлекательные паблики сообществами, посвященными интересующим вас областям науки и техники, литературе, специализированными группами по саморазвитию. Не забудьте подписаться на авторитетные СМИ и блоги, регулярно читайте новости, чтобы оставаться в курсе событий.
Смотрите развивающие телепередачи
Лекции, интеллектуальные викторины, исторические программы и даже документальные фильмы – это то, что необходимо для расширения вашего кругозора. Замените просмотр шоу о любви чем-то вроде «Что? Где? Когда». Пробуйте самые разные варианты, оценивайте передачи и выбирайте те, которые придутся вам по душе. Интерес – обязательное условие для просмотра.
№ 1. Не спешить
Пожалуй, одна из самых распространенных ловушек, в которую попадают новички от самообразования, — попытка объять необъятное в максимально сжатые сроки. На волне энтузиазма мы склонны переоценивать собственные силы, уверены, что можем за недели-месяцы полностью освоить интересующую область. Это естественное гипоманиакальное состояние, но к нему надо относиться с большой осторожностью, чтобы потом не было грустно.
Когда мы только задумываемся об обучении, видим только верхушку айсберга — наиболее популярные факты и концепции интересующей сферы. Это создает ложную уверенность в своих силах: кажется, что наука довольно проста — нужно лишь немного позаниматься, и все будет замечательно. Первые трудности возникают уже при составлении учебного плана. Оказывается, не все так гладко: целевая сфера деятельности очень широкая и глубокая, в ней полно сложных концепций и неясностей, над которыми придется попотеть. Когда энтузиазм иссякает, мы остаемся один на один с этим пугающим лесом и понимаем, что одной неделькой дело не ограничится.
Конечно, сроки обучения зависят от того, какого уровня квалификации вы хотите достичь. Для поверхностного знакомства с предметом достаточно около месяца регулярных занятий, включая практику и контроль знаний. А чтобы освоить новую профессию, понадобится минимум полгода. Мы еще не достигли того уровня технического прогресса, когда знания и навыки можно имплантировать прямо в мозг. Образование — процесс медленный и трудоемкий, поскольку психика — штука достаточно инертная и неохотно поддается изменениям.
Не торопитесь и не пытайтесь утрамбовать период энтузиазма по максимуму — его не хватит. Заранее готовьтесь к тому, что обучение займет месяцы и даже годы.
№ 2. Мастеринг важнее оценок
Салман Хан, основатель образовательной онлайн-платформы Khan Academy, заложил в нее особый принцип контроля знаний: вместо банального выставления оценок у студентов оценивается уровень мастеринга.
Например, вы прошли тест по матрицам и получили за него 70%. Теперь вам нужно совершенствовать знания и выполнять новые задания, чтобы повышать уровень мастеринга. Каждый день система предлагает задания по уже пройденным темам, чтобы вы не теряли приобретенные навыки и могли их совершенствовать.
Казалось бы, что тут нового? В школах каждый год повторяют пройденное, а контрольные переписывают — чем не мастеринг?
Отличие в том, что классическая система образования фиксирована на оценках. Школьник переписывает контрольную не с целью закрепить знания, а чтобы исправить оценку, иначе он плохо окончит четверть, его отругают родители, будет плохой аттестат и так далее. Аналогичная ситуация в вузах, ставших еще более «оценкоцентрированными» после присоединения к Болонской конвенции и введения балльно-рейтинговой системы (БРС).
Раньше студенту было достаточно хорошо ответить на экзамене, чтобы оценка пошла в диплом. Теперь итоговая оценка определяется всеми активностями в течение курса: посещаемостью семинаров и лекций, ответами на занятиях, промежуточными тестами, лабораторными работами и так далее.
Из-за балльно-рейтинговой системы стала типичной ситуация, когда студент получает «отлично» на экзамене, но в диплом ему идет «хорошо» или даже «удовлетворительно», потому что он не набрал нужного количества баллов в течение семестра.
С одной стороны, БРС позволяет более объективно оценивать знания студентов. Даже если учащийся и преподаватель не ладят, безупречный ответ на экзамене может спасти итоговую оценку, и наоборот. С другой — обучение превратилось в нескончаемую погоню за цифрами в зачетке: студентам нужно постоянно переписывать тесты и ликвидировать долги — времени на учебу не остается.
К счастью, в условиях самообразования вам не нужно бегать за преподавателями и умолять их принять контрольную. Постройте занятия таким образом, чтобы постоянно совершенствоваться. Помните: оценки не отражают реального уровня знаний и создают иллюзию контроля. Вы тратите время на самообучение не для того, чтобы рисовать в учебном журнале циферки, а для собственного развития.
№ 3. Не зацикливайтесь и будьте гибкими
По ходу обучения может оказаться, что книга, которую вы взяли в качестве основного учебника, вас не устраивает. Из этой ситуации есть несколько выходов.
- Первый — бросить занятия и отказаться от образования.
- Второй — найти новую книгу и пройти учебный план заново.
- Третий — изначально разработать куррикулум таким образом, чтобы в любой момент можно было поменять учебные материалы и двигаться дальше.
Невозможно узнать заранее, насколько вам подходит конкретное руководство. Если поначалу книга кажется более или менее сносной, то чем дальше вы двигаетесь, тем сильнее хотите ее закрыть. Не надо себя мучить: возьмите тайм-аут в расписании и поищите другую литературу, которая встроится в ваш учебный план. Поверьте, так вы потеряете гораздо меньше времени, чем если бы продолжили заниматься по осточертевшему учебнику.
Я также советую не зацикливаться на трудной теме. Наука больше похожа не на древо знаний, а на клубок змей, в котором порой невозможно проследить взаимосвязь разделов и проблем. Как бы вы ни старались, не сможете выстроить все осваиваемые компетенции в порядке от простого к сложному и от общего к частному — вам постоянно будут попадаться «выскочки», зависимые от не пройденных тем.
Если какая-то концепция упорно не поддается, двигайтесь дальше и вернитесь к ней через какое-то время. Если опять непонятно — вернитесь еще позднее. У вас не так много времени, чтобы позволять себе останавливаться и биться о стену без малейшего результата.
№ 4. Не стремитесь к узкой специализации
Я не устану повторять, что мы живем в эпоху великого смешения наук. Самая проигрышная инвестиция в самообразование — выбор узкой специализации, откуда вы не сможете спонтанно выбраться. Очень важно быть готовым к переменам. Лучший профессиональный навык, который вы можете у себя развить, — способность в любое время научиться чему-то новому и умение поставить старые знания на новые рельсы.
Конечно, чем дальше и выше вы двигаетесь по образовательной и карьерной лестнице, тем сильнее будете «зарываться» в отдельных разделах и проблемах. Специализация — естественное следствие профессионального развития. Важно понимать, что в этом случае эволюция человека идет как раз от простого к сложному и от общего к частному; никто не ударяется сразу в узкие дебри.
Если вы всю жизнь мечтали делать пластические операции на животе, сначала надо закончить медвуз (овладеть общеврачебными знаниями и навыками), затем пройти интернатуру/ординатуру/резидентуру по пластической хирургии (собственно специализация), а уже потом — нарабатывать практику по пластике живота (узкая специализация).
№ 5. Осознайте важность теории
В «Инстаграме» существуют тысячи аккаунтов косметологов-самоучек, которые с самого начала обучения поставили перед собой цель освоить только практику. «Зачем мне теория, я хочу работать руками», — думают они. Не стоит всерьез обсуждать профессионализм этих людей — процент осложнений и других неприятных ситуаций у них намного выше, чем у нормальных специалистов.
Да и вряд ли кто-то в здравом уме пойдет к косметологу, не знающему основы дерматологии, анатомию лица и хотя бы базу первой помощи, не так ли?
Вы приобретете навыки аналитического и абстрактно-логического мышления, будете видеть причинно-следственные связи, научитесь диагностировать (искать причины и определять состояние проблемы) и прогнозировать. Только фундаментальные знания, подкрепленные личным опытом, делают вас специалистом.
Пример: некоторые начинающие программисты думают, что им достаточно выучить семантику и синтаксис языка, чтобы найти работу. Что в итоге?
Полотно спагетти-кода (неформатированный код, трудный для восприятия), написанного по примитивным принципам (человек не удосужился изучить объектно-ориентированное программирование), медленное и неэффективное (потому что для написания быстрого кода нужно иметь представление об алгоритмах).
Более того, такие программисты, скорее всего, не смогут найти и исправить баги в своем коде, ведь для этого нужно знать распространенные ошибки, уметь гуглить и работать с документацией.
Никогда не пренебрегайте фундаментальными знаниями — они хорошо помогают при решении повседневных профессиональных задач.
№ 6. Всегда помните, какой путь вам уже удалось пройти
Специалисты считают, что гораздо легче идти дальше, когда есть четкое понимание, чего и как уже удалось добиться. Поэтому всегда стоит отслеживать свой путь и достижения на нем, причем не только глобальные, но и небольшие. Маленькие шаги зачастую позволяют приблизиться к цели быстрее, нежели отчаянные попытки из последних сил свернуть горы за один подход.
Такой трекинг позволяет анализировать ошибки и служит дополнительной мотивацией не останавливаться на достигнутом.
№ 7. Найдите свой собственный стиль и следуйте ему
Кто-то легче усваивает материал, слушая аудиокниги, кто-то — при просмотре видеокурсов. Для одних большую информативность представляет участие в вебинарах, для других — традиционное чтение книг. Здесь важно выбрать свой стиль, который оказывается приемлемым в каждом конкретном случае.
Однако не стоит забывать, что лучше всего усваивается материал, полученный из разных источников. Поэтому будет не лишним пробовать их всевозможные комбинации.
№ 8. Внесите разнообразие в окружающую обстановку
Вносить разнообразие в обстановку, в которой проходит обучение, также важно. Можно отправиться в парк, кафе, библиотеку, даже в соседнюю комнату. С помощью серии экспериментов ученые сделали вывод о том, что когда в обучении присутствует смена мест, то материал усваивается и запоминается лучше по сравнению с тем, когда ее нет. Кроме того, в процессе обучения мозг создает ассоциации с фоновыми «картинами». И чем их больше, тем лучше запоминается материал.
№ 9. Не бойтесь задавать вопросы и обсуждать то, что еще непонятно
Обратная связь чрезвычайно важна. В процессе самообразования может создаться впечатление, что получить ее невозможно, поскольку человек обучается сам и учителя у него нет. Однако этот вопрос решается проведением периодических самостоятельных тестов для проверки знаний. Кроме того, для получения обратной связи можно обратиться к уже упомянутым экспертам, задавая соответствующие вопросы. Также можно обсуждать новую информацию в кругу единомышленников как дистанционно, так и лично.
№ 10. Больше отдыхайте и не забывайте про нормальный сон
Отдых — важная составляющая процесса обучения. Самообразование здесь не исключение. Неумение отдыхать — это не показатель силы воли или безмерной работоспособности. Существуют техники, которые используют чередование режима обучения и отдыха в пользу повышения эффективности.
Небольшие перерывы в процессе, а также ночной полноценный сон способствуют лучшему усвоению материала. Другими словами, даже отдых может выступать в качестве дополнительной мотивации для обучения.
А вы когда-нибудь задумывались о самообразовании и возможностях, которые оно открывает? Или вы считаете его не более чем временным модным веянием? Может быть, у вас уже есть опыт самообразования? Поделитесь своим мнением в комментариях.
- https://knife.media/self-education/
- https://info-profi.net/samoobrazovanie/
- https://rb.ru/story/start-self-education/
- https://adme.media/svoboda-sdelaj-sam/s-chego-nachat-samostoyatelnoe-obuchenie-i-kak-ne-zabrosit-na-polputi-1870515/