- Что такое самообразование
- Как получить максимум от самообразования
- Плюсы самообразования
- Минусы самообразования
- Самообразование на разных жизненных этапах
- Самообразование или менторство?
- Какое значение имеет самообразование
- Зачем люди занимаются самообразованием?
- Кому необходимо самостоятельно обучаться
- Что дает человеку самообразование
- Самообразование как неотъемлемая часть саморазвития
- Как составить план самообразования
- 4 основных типа составления плана
- Виды восприятия информации у человека
- Самообразование и саморазвитие человека в 21 веке
- Самообразование в интернете: как выбрать удачный курс в онлайн-формате
- Советы для эффективного самообразования
Что такое самообразование
Самообразование – это умение находить информацию, которая тебе нужна, умение работать в том темпе, в котором тебе нужно и удобно, по мнению Александра Никитина. Данный способ образования перекладывает всю ответственность с педагога/спикера, чья задача донести до человека информацию, на самого себя. Человек должен быть заинтересован в конкретной теме, он должен быть готов изучать ее дальше. В первую очередь – это желание заниматься собой, совершенствоваться, и работать для себя. Умные люди, информация в интернете, в книгах, по ТВ – это ресурс, которым каждый имеет права воспользоваться.
Как получить максимум от самообразования
Когда ты самообразовываешься, ты самодисциплинируешься, так как ты учишься и получаешь знания только для себя, в целом, как и в любом деле, человек делает всё для себя в свое удовольствие.
Также самообразование даёт человеку широкий спектр получаемой информации, если только он готов эту информацию принять и обработать, тем самым человек становится профессионалом в конкретной области.
Плюсы самообразования
Плюсы самообразования:
- нестандартные методики обучения: их можно тестировать, совмещать, выбирать наиболее комфортную: чтение, конспекты, онлайн лекции и т. д.; есть возможность сменить программу обучения, в любом случае, процесс обучения всегда будет актуален;
- глубина обучения: поскольку временные ограничения отсутствуют, есть возможность изучать материал всесторонне, останавливаясь на тех моментах, которые действительно необходимы;
- низкая стоимость: вы оплачиваете книги, курсы и лекции, доступ к определенным ресурсам; в ряде случаев, самообучение можно сделать полностью бесплатным, используя открытые доступные источники в интернете;
- возможность работать с информацией в своем личном темпе: конспектировать, выполнять задания, возвращаться к ранее изученному материалу, чтобы уточнить неясные моменты и ликвидировать пробелы;
- развитие навыков самодисциплины: вы научитесь грамотно организовывать свое рабочее и свободное время, используя приемы тайм-менеджмента, находить баланс интересов, определять приоритеты;
- возможность самостоятельно выбирать удобное время, место занятий и их продолжительность.
Минусы самообразования
Минусы самообразования:
- необходимость подтверждения квалификации: работодателю требуются документы об образовании или реальные проекты;
- ограниченность сфер для самообразования: существует ряд специальностей, которые не могут быть освоены человеком самостоятельно для ведения профессиональной деятельности, а не для личного пользования, например: медицинская отрасль, транспортная сфера, многие рабочие и инженерные специальности;
- постепенное снижение мотивации: поначалу самообразование — самый мотивированный вид обучения, однако в дальнейшем мотивация может снижаться за счет новых приоритетов, поэтому очень важно не отступать от намеченного плана, проявляя волю и самодисциплину;
- трудности со сосредоточением: важно правильно организовать свое рабочее место и время — обстановка должна быть деловой, учебной, чтобы ничто не отвлекало от процесса обучения;
- отсутствие куратора, ментора: никто не исправляет допущенные ошибки, не показывает, как правильнее и проще освоить новый материал, существует риск понять неправильно часть материала;
- социальный аспект: обучение проходит вне социальной среды без взаимодействия с другими обучающимися, достижения никем не оцениваются, нет критики и поощрений, нет конкуренции;
- зависимость качества процесса самообучения от достоверности источника.
Самообразование на разных жизненных этапах
С первых дней жизни мы испытываем тягу ко всему новому и неизвестному, усваивая информацию гораздо быстрее взрослого возраста. Самообразование и саморазвитие постигаются как игра. Многие родители делают ошибку, насильно заставляя ребенка изучать, читать и писать, однако такие действия не верны. До возраста десяти лет мы не способны воспринимать серьезную информацию, осознавая мир, как нечто веселое и доброе.
В школьные годы мы начинаем самостоятельно получать знания — большое значение в этом играют домашние задания. Такой метод не всегда правильный — человек должен постигать новое и стремиться к развитию, а не решать «тоннами» одинаковые примеры — если человеку тема непонятна, то и двадцатый пример не поможет. Самообразование и саморазвитие нельзя ограничивать школой — интересы школьников взрослым неинтересны. Очень важно развивать творческий потенциал, вовремя заметив тягу к необычным профессиям.
При наступлении юношеского возраста и поступлении в ВУЗ, человек приступают к изучению любимого дела, расширяя кругозор за счет новых знаний. Институты и университеты — лучшие места для саморазвития человека, где каждый из нас постигает науку в удобной форме, не ограниваясь школьными рамками. Приветствуется изучение дополнительных материалов, самодеятельность и научные труды. В этом возрасте наш мозг наиболее адаптирован к изучению выбранной профессии и постижению посторонних навыков — студенты занимаются музыкой, играют в КВН, стаят пьесы и прочее.
Взрослый человек не должен останавливаться на достижении результатов в университетские годы. Вам свойственно постигать новые знания до конца жизни в самых разных профессиях. Уровень самообразования отражается не только в вас, но и в ваших окружающих — чем умнее вы, тем образованнее и ваше окружение. Чем больше знает преподаватель аудитории, тем больше знаний унесут с собой будущие специалисты. Профессионалы следят за новыми направлениями собственной деятельности, дабы не терять хватки и быть на шаг впереди конкурентов.
Самообразование или менторство?
Менторинг, или наставничество — способ обучения кого-либо в целях повышения эффективности подопечных. Данный процесс подразумевает передачу собственных знаний и навыков наставника малоопытным новичкам в персональной, групповой и коллективной формах. Однако, для достижения желаемого уровня самообразования и саморазвития, приветствуется персональный менторинг. По своей сути, наставничество состоит из двух лиц:
- Менти или протеже развивается только в основных сферах деятельности.
- Ментор или учитель, эксперт в основных сферах деятельности менти.
Понятие Ментора ведет нас в древнюю Грецию, где одноименные герой давал советы простым смертным о лучшей жизнедеятельности. Менторы и менти могут стать альтернативой самообразованию, благодаря объективному взгляду со стороны Ментора на карьерный путь менти. Ученик, в свою очередь, становится более дисциплинированным, общаясь с наставником в приятной, дружеской беседе, расширяя профессиональные и личные стороны.
Ментор также рад поделиться идеями с более молодым поколением, опробовав новые тенденции и возможности при умении донести правильные ценности до менти. Также, наставник осознает потенциал подчиненного, который будет вложен в компанию. Во время обучения Ментор и менти проверяют теории развития, улучшая их.
С другой стороны, многое зависит от расположенности ученика к учителю и способности менти осознавать учения Ментора. Наибольшее значение имеет грамотный подход Ментора, от которого в будущем зависит успех обучения. Если наставник не обладает достаточными лидерскими качествами и знаниями дела, самообразования окажется полезнее. Сегодня на большинстве предприятий работа начинается со стажировки, которая напрямую зависит от наставника. Разумеется, многое зависит и от ученика и его желания развиваться. Но, правильным решением многих фирм стало бы предоставление выбора сотрудникам – самообучение, либо менторство. Однако, всегда стремитесь попасть на курсы повышения квалификации – плохому там не научат.
Какое значение имеет самообразование
Например, в школе задачей преподавателя является не только донести какую-нибудь информацию до учеников, студентов, но и увлечь их этим вопросом или темой, которую преподаватель старается передать слушателям, чтобы в дальнейшем ученики, студенты смогли бы долго думать, искать самостоятельно дополнительные источники информации в интернете, в книгах, обсуждать со знакомыми. Иными словами, самообразование помогает больше углубляться в изучаемую тему, говорит Александр Никитин.
Помимо очевидной пользы для профессионального и личного развития, самообразование (то есть, самостоятельное обучение, образование вне стен учебных заведений) оказывает позитивный эффект на мозг и интеллект человека, поясняет Татьяна Смирнова. Обучение и изучение новой информации на нейрональном уровне — это формирование новых связей между клетками головного мозга. Как правило, самообразование связано с более высоким уровнем мотивации, а также с какой-то темой, в которую человек хочет больше углубиться. И мотивация, и привязка новых знаний к старым — важнейшие факторы, влияющие на формирование таких связей. Обилие новой интересной информации оказывает благотворное влияние на нервную деятельность и даже служит профилактикой нейродегенеративных заболеваний.
Зачем люди занимаются самообразованием?
Люди занимаются самообразованием по разным причинам: кто-то делает это, чтоб избежать скуки и профессионального выгорания, кому-то это необходимо для продвижения по карьерной лестнице, другие просто не могут жить, не изучая что-то новое. Тем кто постоянно «прокачивает» себя, познавая новое, легче адаптироваться к изменениям, они быстрее находят выход из сложных ситуаций, более коммуникабельные и более успешны.
Занимаясь, самообразованием вы можете расти во всех сферах жизни, будь то семья, работа или даже ваше здоровье. Кстати, что касается здоровья: люди, которые держат свой ум в тонусе, постоянно занимаясь изучением чего-то нового, более здоровы, они реже страдают возрастными заболеваниями, связанными с умственной активностью.
Самообразование может стать альтернативой стандартного образования. мы сейчас не говорим о врачах, педагогах и др. специальности, где никак не заменить привычное всем обучение. Но стать эффективным менеджером возможно и без получения диплома государственного образца. Также неплохо было бы стать домашним бухгалтером и юристом, такая возможность есть, необходима только мотивация.
Кому необходимо самостоятельно обучаться
К самообразованию приходят те, кто понял, что ему необходимо освоить то же бухгалтерское дело либо те, кто хочет зарабатывать видеосъемкой, например, будущий видеооператор настойчиво изучает, на какую технику стоит потратить имеющие средства.
Он в совершенстве узнает сравнительные характеристики разных моделей видеокамер и вполне может работать продавцом-консультантом в этой сфере. Параллельно обладателю видеокамеры нужно освоить программы для видеомонтажа, правила монтажа видео. Так как без отличного знания компьютера видеооператору не обойтись, то ему вольно или невольно приходится учиться обслуживать свой компьютер, так как постоянно ожидать мастеров – значит тратить время, которое нужно для выполнения заказов. Обслуживание компьютера стоит недешево, значит это еще один фактор в пользу самостоятельного изучения компьютера.
Когда человек занимается самообразованием, он начинает изучать что-то одно, но постепенно понимает, что есть смежные области. Натыкаясь при изучении предмета своего интереса на непонятные вещи, он старается восполнить пробелы. Самообразованию нет предела. Одно знание вытекает из другого. По-настоящему образованным человеком может считаться только тот, кто постоянно самообразовывается.
Качественное самообразование под силу только увлеченным и дисциплинированным людям. Самодисциплина при увлеченности не так страшна, как обучение без желания. Сама привлекательность предмета изучения подталкивает человека к регулярному познанию. Самообразование свойственно человеческой натуре, ведь даже малыш стремится к живому и постоянному познанию мира.
Какой результат ожидает человек от своего самообразования? Любители истории часто изучают огромное количество материала ради удовольствия, не думая о материальной выгоде. Напротив, зарабатывая на основной работе деньги, они вкладывают их в покупку новых книг, каких-то раритетов. Возможно, однажды коллекция историка-любителя станет такой обширной, что он создаст свой музей. Либо будет продавать свои сокровища на аукционах. Некоторые ограничиваются тем, что самообразование в области истории – это хобби.
Что дает человеку самообразование
Комментирует Наталья Венерова, генеральный директор Центра развития бизнеса и карьеры «Перспектива».
- Во-первых, сейчас на кадровом рынке действует концепция lifelong learning – непрерывное образование в течение всей жизни. Это помогает остаться востребованным, перемещаясь в рамках одной профессии в смежные специальности или наращивая свою экспертность. Кроме получения новых навыков и компетенций, самообразование упорядочивает уже имеющийся опыт. А для работодателя наличие сертификатов о прохождении профильных курсов свидетельствует о серьезности кандидата, его желании быть в потоке своей профессии. И это может сыграть решающую роль в переговорах о зарплате.
- Во-вторых, дополнительное образование – способ развить не только свою карьеру, но и сознание в целом, выйти на новый уровень развития, сгенерировать новые идеи.
- В-третьих, достоинство образования, правда, работающее только для групповых занятий – общение с единомышленниками. У лекторов, однокурсников можно найти свежие мысли, спросить совета, обменяться опытом. Вы невольно попадаете в орбиту увлеченных, активных людей. Развитие деловых связей – важный и полезный бонус образования.
Самообразование как неотъемлемая часть саморазвития
Основным отличием самообразования от повседневного процесса обучения — отсутствие наставника, учебного заведения, методики и прочего. Именно в процессе самообразования происходит саморазвитие таким, каким вы хотите его видеть, выбирая сферы изучения, исходя из собственных желаний. Вы составляете порядок действий, и следуете ему, не слушая никого со стороны.
Стимулирующим фактором выступает не наставления преподавателя, а внутреннее желание, мотивация, а это — сильнейший двигатель саморазвития. Ведь, именно такое познание наиболее эффективно для человека — знания проходят через вас, внедряясь в повседневную жизнь. Сфера науки значения не имеет — экономика, иностранный язык, игра на гитаре, главное — самообразование и саморазвитие. Знания, которые вы приобретаете самостоятельно, обладают большей ценностью для вас, нежели обучение от других лиц.
В процессе самообразования практические советы остаются советами, потому как именно Вы выбираете путь саморазвития путем обогащения внутреннего мира. Ставьте конкретную цель, понимайте чего вы хотите добиться, и действуйте. Такой процесс самообразования способствует максимальному саморазвитию. Составьте график обучения, включив наиболее приемлемые источники развития. Безусловно, Всемирная паутина обладает всем, но старайтесь постигать печатную продукцию, заниматься научными исследованиями. Документальное кино и аудио-файлы благотворно влияют на самообучение и саморазвитие. Обязательно переносите теорию в практику, развивайтесь как духовно, так и физически.
Таким образом, роль самостоятельного образования для человеческого саморазвития сложно переоценить — все, что мы читаем, слушаем или смотрим, развивает наш мозг, способствуя развитию духовного мира. Процесс самообразования не прекращается никогда, всю жизнь ваша личность наполняется новой информацией, без которой человек пребывает в неведении и деградирует.
Как составить план самообразования
Начать процесс самообучения рекомендуется с составления плана. Первичная проработка темы самостоятельного изучения и создание плана — это важный этап процесса самообразования, обеспечивающий успешное прохождение обучения.
Грамотно составленный план самообразования способствует:
- повышению мотивации к изучению материала;
- систематизации и организованности процесса обучения;
- визуализации конечной цели самообразования.
Как правильно составить план самообразования? Для составления любого типа плана существует ряд общих основных критериев:
- Необходимо определить, почему важна именно эта тема исследования. Это очень важный подготовительный шаг, определяющий степень внутренней мотивации.
- Необходимо составить список целей. Их не должно быть слишком много: не более трех. При этом, они должны быть достаточно амбициозными, но реальными для достижения.
- Следует установить ключевые моменты в обучении. Это те моменты, по которым можно отслеживать прогресс.
- Рекомендуется составить расписание занятий и распорядок дня, а также определить временные рамки для каждой цели. В данном случае крайне полезными могут стать приемы тайм-менеджмента.
- Отслеживание прогресса. Отслеживание прогресса положительно влияет на уровень мотивации. Под отслеживанием подразумевается, в первую очередь, ведение дневника, на основе которого, спустя некоторое время, можно будет сделать определенные выводы, выявить тенденции, скорректировать как процесс, так и план самообразования.
- Важно составить и список информационных ресурсов. Это могут быть следующие виды ресурсов: книги; журналы; образовательные видео; блоги; конференции и лекции; вебинары; стажировки; путешествия; волонтерская работа и многое другое.
4 основных типа составления плана
Существует четыре основных типа составления плана самообразования. Рассмотрим подробнее особенности каждого из них:
- План, основанный на времени. Такой тип плана достаточно универсален и подойдет тем, кто хочет изучить одно или сразу несколько новых направлений. В данном случае необходимо выделить для обучения определенное количество времени в течение дня, то есть создать свой личный временной график и его придерживаться.
- План, основанный на месте. Места обучения могут быть самыми различными: библиотека, парк, кафе и т. д. Важно, чтобы выбранное место для самообучения было удобным и комфортным для обучающегося.
- План, основанный на целях. Для составления такого плана необходимо выделить три основные цели, которые нужно достичь. На основании этих целей и выстраивается программа самообразования. Такой тип плана можно объединить с другими, с целью достижения баланса и удовлетворенности от процесса обучения.
- Свободный план. Данный тип плана принципиально отличается от остальных тем, что конкретные цели в процессе обучения отсутствуют. Вместо этого ведется дневник, в котором необходимо записывать, что уже изучено, какие успехи достигнуты, и каковы следующие шаги в обучении. При таком подходе сохраняется некая свежесть восприятия материала и повышается мотивация. При таком планировании очень важна самоорганизация.
Виды восприятия информации у человека
Каждый человек для собственного самообразования и саморазвития получает потоки новой информации. Но, мы по-разному усваиваем данные, зависимо от обстоятельств и способов получения информации. Многое зависит от человеческих каналов восприятия — не все равномерно развито.
Каждый человек, читающий данную статью, обладает четырьмя органами чувств — слухом, зрением, сенсорикой и обонянием, где глаза и уши принимают гораздо больший поток данных. Однако, выделяется один, наиболее развитый канал, который индивиду свойственно использовать чаще остальных, принимая больше информации, чем остальные. Только не думайте, что другие не требуются — в человеке все гармонично. В институте это хорошо видно — одни меньше слушают и больше пишут, другие наоборот — все запоминают в голове, не фиксируя информацию на бумаге; третья категория лиц чертит таблицы и знаки.
Все потому что у нас есть несколько видов восприятия информации:
- Визуальное восприятие
- Слуховое, или аудиальное
- Тактильное
- Вкусовое
- Обонятельное
Отсюда вытекает вывод о подаче информации в отдельных формах, удобных человеку:
- Метод восприятия информации органами чувств — оптико-акустическая и оптически-осязательная формы.
- Форма технической однородности — цветовой, акустический, текстовый методы.
Таким образом, поскольку любая подача информации имеет определенную форму, восприятие разными индивидами данного потока происходит разными способами, что разделяет человечество на несколько категорий:
- Визуалы — индивиды, воспринимающие поток данных через глаза.
- Аудиалы воспринимают большинство информации ушами.
- Кинестетики склонны к восприятию информации через движения, осязание, обоняние и другие подобные чувства.
Дискреты анализируют, думают и воспринимают данные путем логического осознания — знаки, цифры, логические доводы, теории и прочее. Разумеется, данная категория наименее многочисленна. Самому молодому поколению данная форма восприятия мира вовсе неизвестна.
Самообразование и саморазвитие человека в 21 веке
Какими качествами должен обладать каждый из нас, дабы не отставать от общества?
- Самообразование культурного, духовного мира — стремление к внутренне богатой личности делает нас лучше, и позволяет добиваться результатов.
- Учитесь отбирать из общей массы наиболее полезное — будущее за эффективными технологиями и методами работы с ними. Многогранность интересов и умение различать возможности общества позволят вам подняться на ступень выше в постижении духовного саморазвития.
- Безудержное развитие профессиональных навыков и регулярное самообразование двигают вас к достижению целей.
Таким образом, можно сделать вывод, что постижение нового, неуемная тяга к знаниям, чтение книг и просмотр телевидения характеризуется необходимостью саморазвития. Когда вы просыпаетесь, завтракаете и включаете компьютер, первым делом смотрите новости о событиях в мире в политической, экономической, коммерческой и научной сферах жизни. Тем самым, демонстрируя необходимость в самообразовании. Главное — развиваться в правильных направлениях, обогащая собственную личность и окружающий мир. Но, процесс познания не должен упираться в достижении определенных результатов — чем больше вы знаете и умеете, тем выше ваше положение в обществе, таким образом, самообразование влияет на человека.
Самообразование в интернете: как выбрать удачный курс в онлайн-формате
Самообразование всегда имело огромное значение для успеха в каком-либо деле. Ведь мир стремительно меняется, и того, что было актуально вчера, сегодня уже недостаточно, комментирует методист TutorOnline, эксперт в области онлайн-образования Ирина Корольченко.
В начале второго десятилетия XXI века у людей вне зависимости от места жительства есть равные возможности для саморазвития, благодаря онлайн-курсам, вебинарам, лекциям и огромному количеству других образовательных форматов. Сегодня можно получить свидетельство о прохождении курсов и даже диплом иностранного университета, буквально не вставая с дивана.
С одной стороны, такая доступность, конечно, дает много возможностей, но есть у онлайн-образования и существенные недостатки. Во-первых, нужна сильная мотивация, и, к сожалению, держать нужный темп без контроля со стороны удается не всем. А во-вторых, оно предлагает довольно скудную практическую часть обучения. Не говоря уже о том, что легко попасться на некачественные, но хорошо разрекламированные курсы. Кроме того, очень легко распылить внимание сразу на множество интересных, на первых взгляд, тем и направлений, и в итоге не довести до конца ни один начатый курс.
Чтобы не разочароваться в обучении онлайн, следуйте несложным правилам:
- Не доверяйте тем, кто обещает супер-результат, особенно в сложных сферах, в сжатые сроки.
- Выбирайте курсы от проверенных источников. Никогда не будет лишним «погуглить» имена лекторов и экспертов. Отдавайте предпочтение признанным специалистам.
- Не распыляйтесь. Одновременно записываться на несколько курсов, которые кажутся вам важными, – не лучшая идея. Вряд ли вы сумеете уделить достаточно внимания и сил каждому из них. Определите для себя приоритеты и будьте последовательны.
Советы для эффективного самообразования
- Обозначьте контекст самообразования — для чего вы решили этим заниматься, какова будет направленность обучения, что вы получите в итоге.
- Определите, как новая информация будет сочетаться с вашим образом жизни, какую практическую пользу можно получить от занятий.
- Поставьте цели самообразования — что вы хотите изучить и для чего, что вам даст этот процесс; разработайте поэтапный план обучения и строго его придерживайтесь.
- Обозначьте границы знаний — какой объем информации необходимо освоить. Каждый предмет, каждая отрасль знаний имеет очень большую глубину изучения, поэтому важно обозначить необходимые предметные отрасли, границы обучения, обязательные темы, источники информации.
- Определите, сколько времени вы сможете реально ежедневно посвящать процессу обучения, проработайте образец (формат) учебного дня.
- Чтобы не разочароваться в обучении онлайн, следуйте несложным правилам:
- не доверяйте источникам (курсам), которые обещают супер-результат в сжатые сроки, особенно в сложных сферах;
- выбирайте курсы от проверенных источников;
- внимательно изучайте отзывы тех, кто уже прошел ранее данные курсы;
- не распыляйтесь: не стоит записываться на несколько курсов одновременно, даже если они кажутся вам важными, вряд ли получится уделить достаточно внимания и сил каждому из них. Определите для себя приоритеты и будьте последовательны.
Тренинги и мастер-классы — это эффективные способы самообразования. Если вы из тех людей, кто не любит заниматься в одиночестве, запишитесь на мастер-класс или посетите цикл лекций. В группе с другими обучающимися заниматься будет значительно интереснее и эффективнее, при этом дольше сохраняется мотивация. В наши дни существует большое разнообразие тренингов по самым различным направлениям:
- профессиональные семинары;
- личностный рост и саморазвитие;
- расширение кругозора;
- психология и самоанализ;
- тайм-менеджмент;
- самоопределение и планирование, проч.
Самообразование никогда не заканчивается — для сохранения мотивации и интереса к теме изучения, важно сразу после освоения теоретической части найти способы применить полученные знания на практике.
- https://promdevelop.com/career/samoobrazovanie/
- https://Wika.TutorOnline.ru/obshhestvoznanie/class/5/osnovnye-svedeniya-o-samoobrazovanii—primery-samoobrazovaniya
- https://salid.ru/journal/samoobrazovanie-lichnosti
- https://kj.media/razvitie/samoobrazovanie/