Как запомнить информацию навсегда и создавать нейронные связи в мозгу

8 законов памяти

Их необходимо знать, чтобы правильно работать с памятью – быстрее и эффективнее запоминать большие объемы материала. Они также помогут разработать собственную стратегию изучения и откроют для вас некоторые нюансы самого феномена памяти.

  1. Яркие впечатления – чем более необычной для нас является информация, тем больше шансов запомнить ее.
  2. Значимость – данные, которые способны всерьез повлиять на нашу жизнь, мы запоминаем гораздо быстрее, чем второстепенные сведения.
  3. Мотивация – лучше всего, если вы сможете установить прямую зависимость вашего светлого будущего от изучения материала.
  4. Деятельность – чем больше мы работаем над информацией (корректируем, меняем, дополняем), тем быстрее мы вовлекаемся в деятельность и запоминаем прочитанное.
  5. Настройки и установки – необходимо готовиться к изучению, давать себе правильные установки на работу и подбирать наиболее удобный способ обучения.
  6. Предшествующие знания – если вы уже обладаете некоторыми знаниями по теме, то целесообразно вспомнить и систематизировать их.
  7. Взаимодействие следов памяти – как оказалось, учиться лучшего всего вечером и утром, тогда процесс изучения материал будет предельно эффективным.
  8. Временной слой – чем больше информации по теме вы получаете со временем, тем больше ассоциаций с полученными данными возникает в вашей голове.

Постарайтесь использовать эту информацию при формировании собственной стратегии изучения. Помните, что все мы индивидуальны: кому-то нужно больше времени на изучения одного блока, кому-то требуется более продолжительный отдых и так далее. Старайтесь отойти от шаблонных стратегий и создать свою методику.

Обращайте вспять кривую забывания

Кривая забывания — это визуальное представление того, как быстро мы забываем выученную информацию. Ее еще называют кривой Эббингауза в честь открывшего ее немецкого психолога. Он выяснил, что при механической зубрежке через час в памяти остается лишь 44% запомненного, а через неделю — менее 25%.

Для борьбы с этим важно периодически проверять мозг с помощью небольших упражнений. Нишант Касибхатла, эксперт по памяти и рекордсмен Гиннесса по запоминанию, говорит, что практиковаться можно в любое время. Например, попробуйте потренироваться, когда в следующий раз пойдете за кофе. Задайте себе вопросы:

  • Кто стоял передо мной в очереди?
  • Какого цвета был рекламный плакат?
  • Что было в меню?

Вспомнить нельзя забыть

Прежде чем любая информация отложится в глубинах памяти, она кодируется в пригодную для хранения форму. В таком виде она хранится до тех пор, пока человеку не понадобится воспользоваться данными. Ранее исследователи считали, что воспоминания формируются с помощью нейронов головного мозга (нервных клеток), которые даны нам с рождения в ограниченном количестве и не возобновляются в течение жизни. Но это оказалось заблуждением: процесс обучения способствует нейрогенезу — формированию новых нейронов, росту и укреплению связей между ними. 

В начале 1980-х ученые пытались понять, как взрослые особи птиц учатся издавать новые сочетания звуков. В серии экспериментов Фернандо Ноттебом и его исследовательская группа доказали, что количество нейронов в мозге самцов канареек резко увеличивается во время брачного периода — когда птицы должны выучить новые песни, чтобы привлечь самок. Свежие нейроны помогали сохранить новые паттерны песен в нейронных цепях и делали возможным процесс обучения. Другие эксперименты показали, что это также справедливо для млекопитающих. Однако у человека в этом плане есть еще одно весомое преимущество: нейрогенез также происходит не только при обучении, но и во время творческих процессов вроде рисования, танцев, музицирования, лепки и т.д.

Нейроны проводят электрические импульсы и химические сигналы и передают таким образом информацию между разными областями мозга и частями нервной системы. Все, что мы думаем, чувствуем и делаем, было бы невозможно без работы нейронов. При этом способ, которым они обмениваются сигналами друг с другом, создавая связи, делает каждого из нас уникальным в мыслительных процессах. Нейроны считаются наиболее долгоживущими клетками в организме, однако в случае физиологических отклонений и их внезапной гибели развиваются заболевания головного мозга и разнообразные виды деменции.

Как мы запоминаем новую информацию?

Мы запоминаем новую информацию и формируем навыки благодаря изменениям в связях между нейронами — синапсами. Чем крепче эта связь, тем лучше усвоены данные или навыки. Помогает этому процесс регулярного повторения, практики. Если приходится забросить процесс изучения иностранного языка, на долгое время перестать водить автомобиль, играть в теннис, решать алгебраические задачи — все эти умения останутся для нас доступными, хотя качество может пострадать.

Однако прочные синапсы нужны не во всех случаях, а лишь тогда, когда информацию нужно запомнить на долгое время: «Связи между нейронами могут не только возникать, но и разрываться. Это нормальный процесс для краткосрочной памяти, когда человеку нужно оперативно запомнить какую-нибудь не очень важную информацию. Яркий пример — официант, который после совершения действия забывает ненужные сведения», — отмечает нейропсихолог Алена Ванченко.

Большая часть наших воспоминаний находится в сфере бессознательного и организована в семантическую сеть. Исключением являются те случаи, когда данные приходится регулярно использовать и когда те или иные воспоминания запускают триггеры — определенные места, повторяющиеся запахи, похожие ситуации. 

«И как только я вновь ощутил вкус размоченного в липовом чаю бисквита, которым меня угощала тетя (хотя я еще не понимал, почему меня так обрадовало это воспоминание, и вынужден был надолго отложить разгадку), в то же мгновенье старый серый дом фасадом на улицу, куда выходили окна тетиной комнаты, пристроился, как декорация», — описал нахлынувшие детские воспоминания от вкуса печенья «Мадлен» французский писатель Марсель Пруст. Процесс, когда вкусы и запахи оживляют воспоминания, назвали в честь автора этих строк — феноменом Пруста. Интересно, что запахи также помогают вызвать яркие автобиографические воспоминания у людей, страдающих болезнью Альцгеймера.Материал по теме

Какие ситуации откладываются чаще в памяти?

Не только позитивные, но чаще даже негативные, болезненные ситуации наиболее прочно откладываются в памяти: биологическое возбуждение во время негативного опыта увеличивает долговечность таких воспоминаний, считают исследователи. Мозг по-разному реагирует на эмоциональные переживания. Как правило, миндалевидное тело повышает степень сенсорного восприятия, и это позволяет более эффективно кодировать информацию. Именно поэтому, если в детстве вас дразнили в столовой, а вы, например, ели апельсин на обед, запах этих фруктов может вызвать плохие воспоминания.

Вам может быть интересно:  Планирование времени рабочего дня: правила, методы и ошибки

Возрастные изменения в структуре мозга также влияют на память, причем они характерны не только для пожилых людей: «Дети и подростки проходят через целые периоды, для которых характерны разрывы синоптических связей. Это связано с активным и при этом неравномерным развитием головного мозга, а также гормональными изменениями. Именно поэтому большинство здоровых взрослых не помнит в подробностях события из своего детства, всю школьную программу или даже достаточно яркие эпизоды из подросткового опыта, если они не связаны с романтической или социально-волевой сферами жизни», — утверждает Алена Ванченко.

После 25 лет естественный нейропроцесс стабилизируется, однако намеренное запоминание ухудшается: мозг перестает вырабатывать миелин — вещество, которое ускоряет биохимические процессы между нейронами. Именно поэтому взрослые люди испытывает трудности с запоминанием и в целом обучением даже в тех сферах, в которых до 25 лет они могли быть талантливы (например, в изучении иностранных языков): «Лучшее, что можно сделать до своих 25 лет — это, так сказать, научиться учиться: грамотно потреблять и структурировать информацию, понимать особенности своих индивидуальных нервных процессов и тех способов, которые позволяют надежно запоминать информацию лично вам, — уверена Алена Ванченко. — Возрастные изменения структур мозга неизбежны. Каждый из описанных процессов абсолютно естественен. Если человек о них знает, он может подстелить себе соломку и сохранить свою память настолько, насколько это возможно». 

Чтобы сознательно запоминать информацию более эффективно и осваивать новые навыки в любом возрасте, нужно понимать, как работают разные виды памяти, и применять мнемотехнику — приемы, которые позволяют накапливать и воспроизводить сложные для восприятия данные без существенных усилий. 

Плохая память — это миф

Некоторые люди удивительно точно запоминают тексты, никогда не путают имена новых знакомых и держат в голове важные даты лучше всякого смарт-календаря. Но есть  их полные противоположности. Это не означает, что у кого-то память изначально лучше, а у кого-то хуже — вопрос в том, насколько грамотно мы используем свои ресурсы с учетом индивидуальных особенностей. Наш мозг обладает нейропластичностью, что позволяет тренировать способность к запоминанию. Если человек здоров, то его забывчивость может быть связана с особенностями восприятия и неправильными техниками, которые он использует в попытках запомнить важную информацию.

В начале 1990-х годов новозеландский исследователь Нил Флеминг попытался выяснить, почему наиболее талантливые преподаватели не могут найти подход к части учеников, когда ординарным учителям удавалось доносить новый материал большему количеству учащихся. В ходе экспериментов он пришел к выводу, что люди по-разному воспринимают информацию и хорошо запоминают ее лишь в том случае, если преподаватель использует подходящий их типу восприятия способ. Согласно Флемингу, людей можно разделить на четыре группы плюс смешанный тип:

  • визуалы (зрительный способ восприятия);
  • аудиалы (восприятие на слух);
  • вербалы (восприятие через чтение или письмо);
  • кинестетики (восприятие через органы чувств).

Согласно Флемингу, аудиалам для лучшего запоминания рекомендуют посещать лекции, слушать аудиокниги и обсуждать вслух информацию с собеседником или в группе. Визуалам — использовать ментальные карты, схемы, графики и таблицы. Вербалам нужно почаще делать конспекты от руки и работать с печатным книжным текстом. Кинестетикам предпочтительнее смотреть видео, представлять информацию в виде чувственно прожитого опыта. Определить тип восприятия можно с помощью теста VARK (Visual, Aural, Read/Write, Kinesthetic). Однако не все исследователи подтверждают научность такого подхода, хотя сходятся во мнении, что процесс запоминания индивидуален.

Опрос американских исследователей

Опрос американских исследователей показал необычный результат: вошедшие в выборку студенты запоминали информацию преимущественно не тем способом, который подходил их типу восприятия. Когда они пытались подстроиться под итоги теста, им не удавалось добиться лучших показателей в учебе. Авторы исследования сделали вывод, что доминантный тип восприятия означал, что испытуемым нравилась форма подачи предложенного материала, но это не отражало действенного для них способа к усвоению информации. Лучший способ для запоминания данных можно найти лишь в ходе экспериментов с разными методами и стилями обучения — для всех они свои. Но общие рекомендации от психологов все же есть, и связаны они в большей степени с тем, как надежно закрепить информацию в долгосрочной памяти:

  • Распределять процесс обучения во времени, не оставлять большой объем информации на последний момент. Концепция «выучить весь курс за ночь накануне экзамена» хороша для краткосрочного усвоения. Связи между нейронами не успеют окрепнуть, а значит, через неделю от этих знаний не останется ни следа.
  • Мотивировать себя на усвоение информации. Для этого важно понимать цель (желательно, чтобы она была значимой), ради которой понадобится применить знания на практике.
  • Комбинировать разные техники обучения. Так, метод активного обучения предполагает, что вместо прослушивания лекции и конспектирования основных идей следует устраивать обсуждение, намеренно ставить под сомнение даже очевидные тезисы, проводить мозговые штурмы. При методе перевернутого обучения теория сначала отдается на самостоятельное изучение, а затем ее объясняет преподаватель, заполняя пробелы в знаниях. 
  • Объяснять самому себе усвоенный материал так, вы проводите занятие с непогруженным в тему человеком. 
  • Полноценно питаться и отдыхать. Питание и сон напрямую влияют на формирование новых нейронных связей.

При этом стресс является плохим помощником, и его воздействие нужно максимально редуцировать для наилучшего запоминания и воспроизведения информации, считает Алена Ванченко: «Стресс действует на миндалевидное тело, или амигдалу, и запускает реакцию «бей или беги». У человека учащается сердцебиение, каменеют мышцы. Во время стресса выключается функционал высших психических процессов, в том числе память. Именно поэтому в ответственные, стрессовые моменты мы можем забывать даже очевидные вещи».  

Узелок на память

Для развития памяти еще древние греки использовали специальные приемы — мнемотехнику. Она помогала им как превосходным ораторам запоминать большие объемы информации без зубрежки. Сегодня считается, что мнемотехника служит профилактикой разных видов деменции и в целом когнитивных нарушений. Она повышает продуктивность памяти, позволяет эффективно пользоваться новой информацией, учить иностранные языки. 

Некоторые способности нашего мозга ухудшаются с возрастом, но исследователи обнаружили, что здоровые люди в возрасте 70 лет способны так же хорошо справляться со многими когнитивными тестами, как двадцатилетние — то есть потеря памяти в пожилом возрасте не является чем-то неизбежным. Однако это дискуссионный вопрос. Одни специалисты утверждают, что творческая активность замедляет развитие болезни Альцгеймера, другие их опровергают: «Изучение иностранных языков и занятия творчеством связаны с эмоциональными переживаниями, что стимулирует процесс запоминания. Однако этот способ не поможет зафиксировать в памяти свежие рутинные действия, — полагает Алена Ванченко. —  При болезни Альцгеймера мы забываем сначала все самое неважное и свежее и только потом лица любимых, близких людей и те вещи, которые повторяли в течение всей жизни. Принято полагать, что чем больше мы напитаемся эмоциями и выучим под их воздействием нового, тем медленнее забудутся другие, более глубинные и важные вещи. Это неправда, хотя ход каждой деменции индивидуален». 

Вам может быть интересно:  Как съесть лягушку – описание метода в тайм-менеджменте

Тем не менее отдельные виды памяти могут даже усиливаться с возрастом, считают специалисты. Для этого память должна постоянно работать, ее следует нагружать для создания новых синапсов. Мнемонические техники и упражнения в этом являются лучшими помощниками: 

  • Таблицы Вальтера Шульте. Немецкий психиатр изначально разработал их, чтобы исследовать свойства внимания: пациентам требовалось найти среди случайно расположенных символов те, которые требовал врач, причем в нужном порядке. Сегодня таблицы Шульте применяют как упражнение для улучшения зрительной памяти и периферического зрения. Они также повышает скорость чтения и усвоения информации. Для выполнения упражнения (можно делать в браузере или на смартфоне) нужно смотреть в центр таблицы в течение пяти минут, а затем постараться воспроизвести по памяти содержимое ячеек. 
  • Метод римской комнаты (цепочка Цицерона). Знаменитый римский оратор Цицерон изобрел свой способ запоминать объемные речи для выступлений. Он прохаживался по комнате в одном направлении и присваивал каждому предмету интерьера тот или иной тезис в нужной последовательности. Во время выступления он вспоминал обустройство комнаты и те идеи, которые планировал озвучить. 
  • Рифма и акростих. Школьникам было бы гораздо сложнее запоминать последовательность планет Солнечной системы («Мы Все Знаем: Мама Юли Села Утром На Пилюли») и даже падежи («Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пеленку»), если бы не строки-акростихи, первые буквы которых помогают угадать зашифрованное в них слово. Перед гимназистами дореволюционной России стояла задача посложнее, когда они учили случаи употребления буквы «ять»: нужно было запомнить длинное стихотворение про беса («Бѣлый, блѣдный, бѣдный бѣсъ / Убѣжалъ голодный въ лѣсъ…»)
  • Фонетические ассоциации. Этот метод особенно хорошо подходит для запоминания новой лексики при изучении иностранных языков. Нужно построить ассоциацию между созвучными словами изучаемого и родного языков. Считается, что чем нелепее ассоциации, тем лучше они запомнятся.
  • Эффект Ресторфф. Суть метода в том, чтоб в большом объеме информации разбивать ее на группы, которые не похожи друг от друга — и запоминать их по принципу отличия. Эффект Ресторфф часто называют эффектом изоляции и применяют в рекламе: яркие объекты среди однородных всегда привлекают внимание и лучше откладываются в памяти.
  • Метод ментальных карт Бьюзена. Наглядность и структура — лучшая альтернатива линейному тексту. Ментальные карты позволяют существенно сократить объем информации без потери смысла и надежно запомнить их в процессе структурирования. Карты можно создавать не только от руки, но и с помощью онлайн-ресурсов.
  • Метод Айвазовского. Великий художник тренировал свою способность запоминать детали пейзажа, воссоздавая увиденное по памяти на холсте, а затем сверяясь с оригинальным видом. Этот метод позволяет максимально точно запоминать лица людей или разнообразные объекты. Для этого необязательны художественные навыки: достаточно мысленно «прорисовывать» детали образов, которые нужно запомнить. С каждым последующим разом это будет получаться все лучше.

Используйте карточки

Если вы, например, готовитесь к важному собеседованию, на котором нужно будет предоставить множество информации, карточки — отличный инструмент для «промежуточного запоминания»: вы учитесь, когда создаете карточки, а затем используете их для самопроверки. Они способствуют запоминанию за счет тренировки мозга, так как включается механическая память и информация закладывается автоматически. Эффективность метода неоднократно доказывалась в исследованиях. Карточки можно делать как физически на простой бумаге, так и через электронные ресурсы.

Используйте яркие визуальные образы

Сочетайте то, что хотите запомнить, с картинками или фигурами. Выбирайте яркие образы: чем страннее, тем лучше. Вы также должны чувствовать эмоциональную вовлеченность. Для запоминания хорошо работают забавные или отвратительные вещи. Визуал и эмоции должны взаимодействовать в создаваемом вами образе.

Способы научиться быстро запоминать информацию

Память – это своеобразная система, заставить которую работать на желаемом уровне можно в любом возрасте. Даже если раньше у вас были проблемы, то все равно возможно подобрать способ, объясняющий, как лучше научиться быстро и надолго запоминать информацию, причем делать это легко, эффективно и правильно и учить весь материал, в том числе многое на слух.

Здесь важно сохранить и восстановить здоровье мозга.

Дегенеративные и сосудистые нарушения разрушают нейроны, в итоге у человека просто нечем запоминать. Такие проблемы нужно диагностировать и лечить в неврологической клинике.

Действенные, проверенные временем и изысканиями ученых, факторы стимуляции запоминания:

  • Личный интерес. Чем сильнее вы заинтересованы в том, что изучаете, тем легче пройдет процесс. Найдите для себя эмоции в том, что изучаете, и тогда все запомнится проще и быстрее.
  • Исключение отвлекающих факторов. Чтоб добиться концентрации, исключите все, что рассеивает внимание: телефон, мессенджеры, фоновые звуки, еда и питье.
  • Повторяйте изученное. Мозг ленив, вернее – бережлив к ресурсам. Все, что от него не требуется, он рано или поздно из себя вычищает. Если регулярно будете повторять изучаемое, то покажете, что информация важна и актуальна, она не забудется.
  • Работайте с текстом в процессе чтения. Превращайте информацию в схемы и планы, задавайте сами себе вопросы по ходу изучения, структурируйте и расставляйте подзаголовки. Используйте яркие выделения с помощью маркеров или стикеров.
  • Записывайте изучаемое. Написание конспектов и шпаргалок – доказанный способ запоминания и повторения. Делая записи, вы воспринимаете и воспроизводите информацию еще и на кинестетическом уровне. Это позволяет ей лучше усваиваться.
  • Используйте личные ассоциации с заучиваемым. В таком случае материал будет усваиваться глубже, цепляясь за зрительные образы, которые не забудете.

Подберите свой вариант действенной техники, объясняющей, как научиться правильно запоминать большой объем информации навсегда, проще учить материал, и что делать, чтобы лучше помнить даже то, на что потрачено совсем чуть времени.

1. Переходите от общего к частному

Наш мозг лучше воспринимает целую картину, чем ее составные части. Поэтому при изучении хода какого-либо сражения необходимо сначала прочитать его полное описание и только потом переходить к деталям – к датам, событиям, персоналиям и оценкам.

2. Используй ассоциативное мышление

Этот метод называется мнемоникой — образованием ассоциаций, в которых абстрактные объекты и факты заменяются на понятия и представления, имеющие визуальное, аудиальное или кинестетическое представление в памяти человека.

Возьмём в качестве примера знакомство с новыми людьми. Перед тобой три парня, имена которых нужно запомнить и ни в коем случае не перепутать. Если долго с ними общаться, то имена запомнятся сами собой, но для быстрого запоминания нужно применять ассоциативное мышление. К примеру, у Васи очень большие уши. Очевидно, что можно привязать «якорь» к этим ушам, и каждый раз, видя их, ты будешь сразу же вспоминать имя человека. Главное, не делись с владельцем ушей своей ассоциацией. Таким же образом строится ассоциация с другими людьми.

То же самое касается и сложной информации. Наш мозг устроен так, что новые нейронные связи формируются лучше на основе старых данных. То есть когда ты знаешь, что машины бывают на жидком топливе или электрические, намного проще запомнить, что существует наличие разделения на бензиновые и дизельные двигатели, а также на полностью электрические и гибриды. Зная о простом разделении на виды, мозг сможет за это зацепиться при формировании новой нейронной связи, которая закрепит понимание подвидов.

Вам может быть интересно:  Как планировать свой день, чтобы успевать всё и даже больше?

Как запомнить информацию навсегда и создавать нейронные связи в мозгу

Кстати, этот способ помогает не только запоминать новую информацию, но и всегда помнить, где ты оставил ту или иную вещь. К примеру, как запомнить, где ты оставил ключи, которые постоянно теряешь? Всё просто: в следующий раз, когда положишь их куда-либо, сделай паузу на несколько секунд и выбери ориентир. Рядом лежит яркий красный шарф? Всё ясно — теперь ты, видя шарф, будешь сразу строить ассоциацию с ключами.

3. Раскладывай информацию на более простые составляющие

Этот способ признан учёными и педагогами ещё в середине XX века. Суть его в том, что вместо того, чтобы запоминать всё цельным «пакетом» данных, лучше визуально разбить информацию на несколько частей в своей голове, составляя своеобразное «древо памяти». Строй большие «ветви», которые будут разделяться на мелкие, а далее — на «листья», где будет находиться элементарная информация.

Элементарный пример — запоминание сложного числа. Вот тебе число: 582 852 665. Сложно запомнить, не правда ли? Но стоит разделить его на 582, 852 и 665 — и запомнить становится намного проще. Это помогает не только в математике, но и в бытовых ситуациях (например, для запоминания номера телефона, карты, адреса и тому подобных вещей).

4. Используйте майнд-карты

Майнд-карта — это своеобразная схема, на которой информация закодирована в виде символов. Этот универсальный инструмент помогает оптимально структурировать данные и максимально быстро загрузить их в память. Чтобы создать майнд-карту, следует придерживаться следующего алгоритма.

1. Подготовьтесь

Вам понадобится горизонтально расположенный лист бумаги формата А4 и цветные карандаши или ручки. Важно: цветов должно быть как минимум четыре, чтобы вы смогли выделять ключевые моменты разными цветами. Яркое изображение активизирует работу правого полушария мозга, которое отвечает за творчество, тем самым способствуя генерации идей. Рисуйте от руки — так информация запомнится лучше.

2. Выделите главную мысль и ключевые моменты

Нарисуйте подходящий символ или напишите главную мысль в центре и обведите кругом. Затем определитесь с основными тезисами по этой теме, проведите к ним смысловые ветки от центра и также обведите кругом.

От основных тезисов направьте ветки к подтемам. Важно: сохраняйте пространство между тезисами, располагая их равномерно — это поможет не запутаться и чётко запомнить расположение всех пунктов.

3. Подберите символы

Каждую тему и подтему необходимо закодировать, подобрав подходящие символы. Их следует рисовать с одного и того же места, проводя ветки по часовой стрелке, чтобы точно знать, с какого места читать майнд-карту.

Выбирая символ и рисуя его, мы концентрируем внимание на процессе. Отчасти это и способствует запоминанию информации. Символы должны быть яркими и запоминающимися, чтобы они прочно закрепились у вас в голове.

4. Завершите рисунок

Символы последнего уровня, где заканчивается ваша мысль, кругом обводить уже не надо — на этом этапе будет и так понятно, какой символ к какой ветке относится. Несколько минут уделите на то, чтобы изучить рисунок. Важно, чтобы вы понимали, о чём говорит тот или иной символ.

5. Озвучьте майнд-карту

Проговаривайте вслух: начните с основной темы, двигайтесь по часовой стрелке к подтемам, вспоминая, что вы имели в виду под изображёнными символами.

6. Воспроизведите по памяти

Отложите оригинал майнд-карты и попробуйте нарисовать её на чистом листе бумаги. Восстанавливая рисунок по памяти, можно пользоваться одним цветом, так как в этом случае важна скорость воспроизведения. Если на каком то тезисе вы затормозили — пропустите его.

С помощью майнд-карты легко двигаться от основной мысли к заключительной и запоминать главы книг, дипломов или даже учебники целиком.

5. Добавь больше практики

Как запомнить информацию навсегда и создавать нейронные связи в мозгу

Чтобы лучше запоминать информацию, старайся моделировать ситуации в своей голове, которые помогут тебе отточить данные «на практике». Аргументируй, критикуй, применяй полученную информацию в воображаемых ситуациях. Данная зарядка для ума поможет мозгу сформировать новые нейронные связи. Дело в том, что таким образом ты как бы обманываешь разум, занимаясь практикой без практики. А чем больше упражнений, тем толще становятся нейронные связи, отвечающие за данный кластер информации.

Эффективным способом является и обучение кого-либо, даже если это внутренний диалог, где ты будешь сам себе разжёвывать сложную информацию. Процесс перевода информации в твои собственные слова поможет мозгу лучше понять её, сделает сложное простым.

6. Избегай многозадачности

В журнале «Экспериментальная психология» было опубликовано исследование, которое предполагает ухудшение эффективности запоминания информации при многозадачности, особенно при изучении сложных или незнакомых данных. Дело в том, что выполнение сразу нескольких действий требует дополнительного времени для переключения механизмов мышления каждый раз, когда человек переводит внимание с одной задачи на другую.

Самый простой пример — переключение между выполнением задания по предмету, которое нужно сдать уже завтра, и смартфоном с «Инстаграмом». Так как большая часть внимания будет сосредоточена на менее сложной задаче (мозг устроен так, что идёт по пути наименьшего сопротивления), разум просто сосредоточится на отдыхе, и эффективность запоминания может упасть практически до нуля.

Поэтому, изучая новую информацию, сократи до минимума внешние раздражители и сосредоточься только на одном действии.

Как запомнить информацию навсегда и создавать нейронные связи в мозгу

7. Изучай новую информацию во второй половине дня

С детства нам твердили, что учиться нужно с утра, ведь это самое лучшее время для эффективного запоминания информации. Но исследование, проведённое в 2008 году, показывает, что люди запоминают информацию лучше именно днём, а не утром. И хотя для долгосрочной памяти не важны время суток или хронотип человека, тем не менее лучшие показатели испытуемые показывали во второй половине дня.

8. Обеспечь своему мозгу качественный сон

Во время сна мозг, как и всё тело, восстанавливается. Согласно исследованию 2005 года, проведённому медицинским центром «Бет Исраэль Дьяконесс», качественный сон вызывает положительные изменения в мозге, которые помогают улучшить память.

Более того, исследование, опубликованное в журнале Nature, показывает, что сон после обучения имеет решающее значение для последующей консолидации памяти. И хотя вопрос о том, насколько сон важен для первоначального формирования новых воспоминаний, остаётся открытым, необходимость качественного отдыха доказана.

Отсутствие сна или же его малое количество может привести к нарушению работы гиппокампа, а также префронтальной области мозга. Всё это существенно подрывает нервную и поведенческую способность запоминать информацию. Так что привнеси в свой распорядок здоровый 7–9-часовой сон.

Источники

  • https://info-profi.net/zapominat-bolshie-obemy-informacii/
  • https://Trends.RBC.ru/trends/education/62e7e4f89a7947e08ea9dfc5
  • https://www.forbes.ru/forbeslife/477557-metod-ajvazovskogo-i-cepocka-cicerona-kak-naucit-sa-zapominat-bol-se-informacii
  • https://newneuro.ru/kak-zapominat-informacziyu/
  • https://BroDude.ru/8-sposobov-luchshe-zapominat-informacziyu/
  • https://advance-club.ru/knowledge/articles/kak_navsegda_sohranit_vse_vyuchennoe_v_pamyati/

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: