Как развить креативность: лучшие приемы бизнес-тренера

Что такое креативность и чем отличается от творческого мышления (кратко)

Кратко, простыми словами, не вдаваясь в теоретические подробности, поясню, что такое креативность.

Креативность – это способность находить новые пути решения, непривычно, за рамками стереотипов,  мыслить. Это смекалка в обычных житейских условиях и нестандартных ход мыслей в профессиональной деятельности. Креативные люди легче и быстрее генерируют идеи, у них  свое, отличное от других,  видение на вещи. Такие люди часто замечают что-то необычное в обычном мире, у них как будто немного другое зрение.

Мне, как тренеру часто задавали вопрос: «Креативность и творческое мышление – это одно и то же?». Это синонимы. Просто слово «творчество» чаще употребляется в сфере искусства, а слово «креатив» в профессиональной или учебной сфере.

В современных профессиях все чаще и чаще можно встретить требование к должности – обладание креативным мышлением:

  • Дизайнеры
  • Маркетологи
  • Таргетологи

И в привычных профессиях, таких как педагоги, кулинары и менеджеры по продажам никак нельзя без творческого подхода.

Chto-takoe-kreativnost

Для чего нужно развивать креативное мышление

Мышление взрослого человека изобилует шаблонами и стереотипами. Они значительно облегчают жизнь, когда нужно действовать по уже известной схеме. Реакции и действия отработаны до автоматизма, поэтому мы тратим на них гораздо меньше сил и времени.

Как развить креативность: лучшие приемы бизнес-тренера

Мы приходим в офис, садимся в родное кресло, просматриваем электронную почту, выполняем ряд рутинных задач. И так изо дня в день.

Под все эти действия у нас в мозге образованы прочные нейронные сети.

Но жизнь не всегда идет по намеченному сценарию. Когда возникает ситуация, которая не вписывается в привычный шаблон и требует качественно новых действий, мы впадаем в ступор. Отойти от привычных стереотипов невероятно сложно. Это как съехать с глубокой колеи на проселочной дороге.

Человек, способный быстро перестраиваться и приспосабливаться к меняющимся условиям, оказывается в несколько раз более эффективным. Поэтому и нужно развивать креативное мышление. Оно делает ум более гибким, пластичным, вариативным. И позволяет успешно решать не только знакомые рутинные задачи, но и качественно новые.

Развитое креативное мышление – неотъемлемая характеристика человека, чья деятельность связана с творчеством в том или ином виде. И это не только художники, писатели и музыканты. Под эту категорию попадает множество современных модных профессий: маркетолог, PR-менеджер, дизайнер, копирайтер, контент-менеджер и другие.

Мир меняется и требует от человека умения быстро адаптироваться к этим изменениям.

Немного теории

Если верить словарям — а если не им, то кому вообще остается верить в этой стране? — слово «креативность» означает способность сознания создавать а) нечто новое и б) обладающее ценностью. Вторая часть определения очень важна. Потому что ясно же, что практически любой человек может придумать виниловый слезопромокатель или слово «калиплюк» — но эти новинки никому не будут нужны. В латыни есть глагол creare («создавать, производить»), но применяли его только к богам. Считалось, что человек ничего не придумывает сам: стихи, дизайн туники и чертеж катапульты ему нашептывают духи, которых греки называли демонами, а римляне — гениями. Впервые назвать «креа­тивной» козявку по имени человек дерзнул в XVII веке польский поэт Мацей Казимир Сарбевский. Это была история — сдать и забыть. Дальше пойдет информация, без которой нашим учебником нельзя будет воспользоваться.

Сегодня есть множество теорий, объясняющих, почему одни умники могут сочинять шутки, песни и нано­роботов, а другие — нет. Трое самых известных теоретиков креативности — Алекс Осборн (создатель мозгового штурма), Эдвард де Боно (придумавший латеральное мышление) и наш, несмотря на фамилию, соотечественник Генрих Альтшуллер (автор ТРИЗ, теории решения изобретательских задач). Все они писали о разном и породили массу школ в практической психологии, но в целом мысли их сводились примерно к одному и тому же. Мы воспользуемся метафорами де Боно.

1. Мышление человека можно сравнить с песочницей. Если лить воду на песок, то сначала она растечется­ по небольшой площади, а потом начнет углублять ямку и собираться там. То же самое и с головой. Проблемы (и вообще данные) — это вода, которая оставляет следы. Ямка — это мыслительный шаблон.

2. Шаблоны помогают распознавать ситуацию и быстро реагировать на нее. Достаточно один раз уколоться о кактус, чтобы перестать их покупать.

3. Собравшись вместе, шаблоны образуют вертикальное мышление («поле проб и ошибок»). Оно помогает при решении повседневных рутинных задач. Попадая в ямку-шаблон, информация стекает вниз, углубляя ее.

4. Вертикальное мышление убивает креативность. Человек, мыслящий шаблонами, не может придумать ничего нового. Потому что для этого нужно выйти за рамки привычной трактовки, сломать шаблон, освоить новые горизонты данных.

Все вышеперечисленные исследователи разработали свои методики развития нестандартной, творческой мысли. Де Боно учил пускать «воду» вбок, отсюда и название его метода — латеральное мышление (от латинского слова «боковой»). Альтшуллер создал 76 протоколов для того, чтобы вывести мысль за пределы привычного. Осборн полагался на коллективный разум, считая, что группа людей, выкрикивающих разную фигню, в итоге оказывается умнее каждого из ее членов, всерьез размышляющего над проблемой.

Но довольно уже об этом. Готовьте мозг, будем его тормошить.

Много практики

А вот и обещанные упражнения. Каждое из них направлено на развитие определенного аспекта мышления. Если прочесть и исчеркать карандашом не только статью, но и указанные в ней книги, можно стать умнее и даже, в частности, научиться рисовать. Кроме шуток.

8 упражнений для тренировки творческого мышления 

Аспект 1: отсуствие самокритики

Де Боно считал, что люди становятся глупее с возрастом. Происходит это потому, что взрослые начинают вводить ограничения для мысли. Многие варианты решения проблемы отметаются как «глупые» или «детские». Вот, например, знаменитый тест с фигурой (рис. 1). Когда Эдвард показывал ее детям и просил сказать, что это, любой школьник называл около40 вариантов: домик без трубы, заготовка для бумажного самолетика, обкусанная плитка шоколада. Взрослые называли максимум 10 вариантов. Они, как правило, загоняли себя в шаблон геометрии и описывали фигуру как квадрат с треугольником наверху или усеченный прямоугольник.

Вам может быть интересно:  Как повысить самооценку - советы психолога, упражнения

Представляете? Человек способен отсечь три четверти вариантов решения задачи (а любой образ — это уже задача, материал для интерпретации) просто потому, что они несерьезные и якобы недостойны мыслящего человека! Взрослые даже не произносят эти варианты, опасливо глядя по сторонам и ожидая удара степлером. Люди критикуют сами себя заранее! Де Боно говорил, что от этого комплекса нужно избавляться в первую очередь.

Упражнение 1

Попробуйте соединить девять точек четырьмя отрезками (рис. 2). Отрывать карандаш от бумаги нельзя. При этом линия может проходить через каждую из точек всего один раз.

Упражнение 2

А вот этим можете заниматься всю жизнь. Возьмите за правило смотреть на картинки (например, рекламу в журнале) и придумывать один-два варианта происходящего в кадре. Вот, например, женщина, у которой на лице выложена буква «Т» из таблеток. Почему? Она пыталась спрятать синяк от столкновения с чугунной вывеской «Товаров для дома»? Она — одна из участниц (третья слева) марша «Мы требуем увеличения срока беременности!»? А может быть… Впишите свои три варианта. Пусть получается глупость. Но ваша задача — научиться думать именно «глупо», непривычно, как ребенок. И не чувствовать вину за это. Это — начало креативности.

8 упражнений для тренировки творческого мышления
 

Аспект 2: сдвиг точки входа

Еще один тест де Боно (рис. 3) выглядит так: участникам предлагается нарисовать фигуру, которую можно одним движением разрезать на четыре равные части. 35% участников тут же сдаются­, выдвигают идею креста­, очень узкого в цен­тральной части­, около 3% выдают уникальный результат (Эдвард их коллекционирует). В среднем 12% оставшихся решают задачу не запредельно творческим, но все же интересным способом — потому что подходят к решению с конца. То есть сначала вырезают из бумаги четыре одинаковых куска, а потом пытаются совместить их в фигуру. Это и есть сдвиг точки входа. Кто сказал, что проблему нужно решать последовательно? А что если сразу представить себе результат? Или попытаться связать ее со случайным словом? Или с картинкой?

Упражнение 3

Откройте www.dzen.yandex.ru. Найдите кнопку «Найти». Задумайте какую-нибудь проблему: муж играет в покер, на каблуках-шпильках порвалась кожа, никак не придумываются сюжеты для корпоративного календаря. Нажмите на кнопку. Поисковая машина выдаст вам случайный результат: слово и картинку. Попробуйте связать ее с вашей проблемой. Как соотносятся проблемы с результатом поиска? Например, вам выпала «оплетка руля». Может быть, опасное хобби мужа можно заменить на безопасное, подарив (или сломав) ему машину? А каблуки оплести? И так далее. Спросите совета у «Дзен-Яндекса» (только не вслух, чтобы не чувствовать себя совсем ребенком). Чем бредовее будет ответ, тем сильнее он станет разрушать шаблон мышления. И помните, никакой самокритики!

8 упражнений для тренировки творческого мышления
 

Аспект 3: бесконечность вопросов

Еще один навык творческого мышления, которым дети владеют лучше взрослых, это ниспровержение основ. Почему гром гремит? Потому что тучи сталкиваются друг с другом. А почему они сталкиваются­? Потому что наверху дует ветер. А почему они не могут разъехаться? Задача ребенка — не столько утомить вас (он может и не понимать, какое удовольствие приносят издевательства над взрослым), сколько докопаться до шаблона. Дети не выносят ответов вроде «так всегда было» или «так надо». «Кому надо?» — продолжают они свой допрос. Это и позволяет им выдавать по сто абстрактных и парадоксальных суждений в день, типа «мама пришла пьяная, потому что боится ездить в лифте». Вы тоже так можете.

Упражнение 4

Задачка для тех, кто умеет играть в шахматы, — ну или хотя бы знает, как ходят фигуры и что пешка превращается в любую фигуру, дойдя по последней линии. Условие: черные начинают и в один ход ставят мат белому королю. Вертикальный перебор ходов не поможет (рис. 4).

Упражнение 5

Вам наверняка знакома такая игра: ведущий рассказывает ситуацию. Например, человек приходит в бар и просит стакан воды. Бармен наставляет на него пистолет. Человек говорит «спасибо» и уходит. Или: муж с женой останавливаются на пустынной дороге, муж идет за бензином, жена запирается. Когда муж возвращается, она мертва, рядом с ней в машине незнакомец, двери закрыты изнутри. Задавая однозначные вопросы (на «да» и «нет»), участники игры должны восстановить картину событий. Этих задач полно в интернете — они называ­ются «данетки». Они учат задавать вопросы до последнего, не сдаваясь. Если компьютерная игра не увлекает, тренируйтесь на живых людях, до последнего обсуждая проблему с коллегами или родными. Отказывайтесь принимать в качестве ответов «нельзя» и «так принято».

8 упражнений для тренировки творческого мышления
 

Препятствия  на пути к творческому мышлению

  1. Стремление к определенности.

Человеческий мозг мыслит образами. И если не хватает какой-то части в образе, человек склонен дорисовывать «целое» на свой лад. Знаете притчу про слепых и слона. Там где, каждый слепой, трогая ближнюю часть слона (ногу, хобот, уши), дорисовывал  свою картину мира. В реальности, событие или предмет может быть совсем не таким, как мы его «дорисовываем».

  1. Страх ошибки.

Известный американский писатель Элберт Хаббард говорил: » Величайшая ошибка в жизни, которую вы можете допустить, это пребывание в постоянном страхе перед возможностью совершить ошибку »

Не бойтесь ошибаться. Лучше несколько раз ошибиться, но найти правильное решение, чем не рисковать и не достичь результата. Чем больше разных  предложений, тем больше результативных, правильных решений в итоге. Статья, как победить страхи и тревоги.

  1. Низкая самооценка. Этой теме посвящена отдельная статья – как повысить самооценку. Статья про самооценку здесь.
  2. Стереотипы.

Наши знания, багаж, опыт с одной стороны нас поддерживают, с другой стороны нас ограничивают.

Хотите еще маленький прием?

Быстро скрестите руки на груди крендельком. Как получилось? Слева-направо или наоборот. Понаблюдайте за собой, Вы всегда скрещиваете руки на груди так, как привыкли это делать. А теперь попробуйте поменять руки. Это трудно без тренировки.

Так и с воображением. Человек мыслит привычными категориями, и чтобы «выйти за рамки» ему нужно потренироваться.

Kak-razvivat-kreativnost-mishleniya

Советы, как развивать креативность мышления

К сожалению, часто слышала от своих участников тренингов, что креативное мышление это природное свойство, с которым надо родиться. Готова поспорить, что креативность можно развить в любом возрасте. Просто выполняйте эти легкие советы, и с удивлением заметите, что месяца через три Ваше воображение улучшилось.  Также можно потренировать память и внимание на простых играх на ресурсе Викиум.

9 коротких советов

  • Почаще смотрите в небо, вспомните, как в детстве видели животных в облаках. Дорисовывайте мысленно недостающие детали. Пропитывайтесь солнечной и творческой энергией.

Kak-nauchitsya-kreativno-mislit

  • Играйте. Превращайте обыденные, скучные вещи в игру. Замечательно сближает с детьми. Ведь с легким нравом легче решать возникающие проблемы. Не будьте чересчур серьезны, прервитесь для просмотра какого-нибудь смешного ролика в интернете.
  • Разгадывайте головоломки. Прекрасный вариант для развития креативности – головоломки со спичками. Это веселое времяпрепровождение подходит и для детей и для взрослых.
  • Применяйте в своей профессиональной деятельности мозговые штурмы, интеллект карты и метод мышления «6 шляп Бино».  Можно почитать в блоге — Как устроить мозговой штурм , Метод 6 шляп мышления, Как нарисовать интеллект-карту. Эти простые техники очень хороши при развитии инновационной деятельности в компании, или лично. (Как соединить работу и инициативы — в отдельной статье).
  • Ходите в музеи или на выставки. Смотрите на картины известных мастеров и представляйте картину, как наяву. Стойте подолгу, рассматривайте под разным углом зрения. Временами освещение творит с картинами чудеса, как будто оживляет их.
  • Творите. Самый простой и доступный способ самовыражения и творчества – это фото. Только не одни селфи, а что-то необычное в окружающем мире. Или с непривычного угла зрения.
  • Рисуйте. Даже если не умеете. Просто пробуйте. Для начала – наброски простым карандашом, потом в дело пойдет кисть с красками. Попробуйте обыденный список продуктов в магазин нарисовать, а не написать его.
  • Экспериментируйте. Самый доступный способ — на кухне с рецептами. Это позволит не только придумать свои уникальные блюда, но и получить массу удовольствия от процесса.
  • Придумывайте свои истории и сюжеты. Например, не очень понравилось окончание какого либо фильма или книги – нафантазируйте свой хеппи-энд.
Вам может быть интересно:  Человечность — что это такое, как проявляется и как развить в себе

Книги для развития креативного мышления

Долгое время подбирала себе «полку» книг, можно заказать со скидкой 10% из списка:

  • Владимир Петров.  Думай иначе. Креативное мышление
  • Борис Лемберг. Креативное решение проблем. Как развить творческое мышление
  • Майкл Микалко.  Взлом креатива
  • Твайла Тарп. Привычка к творчеству
  • Алехандро Ходоровски Психомагия. Воображение как основа жизни
  • Чарльз Филлипс.  Креатив и образное мышление: 50+50 задач для тренировки мозга
  • Дэвид Иглмен, Энтони Брандт.   Креативный вид
  • Тина Силиг.  Креатив по правилам

Детям:

  • В. Г. Дмитриева.   Мои первые головоломки. Креативное мышление
  • Анатолий Гин, Марк Баркан.   Фактор успеха. Учим нестандартно мыслить

И в заключение обсуждения, как развить креативность, рекомендую заниматься 5-10 минут в день. Можно брать любые упражнения и чередовать их. Главное, не прерываться. И тогда через 3 недели, Вы точно будете уверены в наличии у себя креативности и творческого мышления.  Это огромный шаг саморазвития (с чего начать самосовершенствование в отдельной статье).

Друдлы

Друдлы – это графические «каракули». Головоломка с продолжением. Для развития воображения предлагается мысленно продолжить каждый рисунок и увидеть целое изображение.

На картинке 12 друдлов. Можете скопировать картинку, разделить ее на 12 квадратов и использовать для тренировки креативности.

Kak-razvit-tvorcheskoe-mishlenie

Обычно, к каждому изображению можно подобрать не менее 15 образов. Лучше всего это делать на время. Тогда мозг активизируется, и идеи приходят быстрее.

Вот некоторые варианты полных образов:

  • Пересечение автомобильной трассы
  • Дверцы шкафа
  • Пятачок свинки
  • Кошачья мордочка
  • Металлическое ограждение

В отдельной статье можно прочитать больше версий ответов и скачать коллекцию друдл картинок.

На 360 градусов

Встаньте и займите в комнате место, чтобы рядом на расстоянии 1,5 метров не было ни каких помех. Ваши ноги стоят на ширине плеч, а ступни во время этого эксперимента не должны отрываться от пола. Вытяните перед собой на уровне плеч левую руку с поднятым вверх большим пальцем. Не отрывая взгляда от пальца, отведите руку максимально влево. Запомните конечную точку и  угол поворота!

Теперь второй этап. Закройте глаза и как можно отчетливей представьте себе, что будто Вы выполняете то же самое упражнение, но смогли развернуться, следя за большим пальцем левой руки …  на 360 градусов!

И наконец, заключительная фаза: повторите первый этап упражнения. Вновь, ноги на ширине плеч, левая рука с поднятым пальцем вытянута вперед на уровне плеч и поворачивается, сопровождаемая нашим взглядом, максимально вправо! Ноги при этом не отрываются от пола!

Зафиксировали результат? Чудо?

Вспомните, ведь перед началом какого-либо дела мы сначала мысленно проживаем это событие, иной раз неоднократно, представляя, как все будет.  Да? Бывает? Да даже готовя на кухне любимое блюдо, мы как будто ощущаем его вкус?! Так и любое дело мысленно представляя в мелочах, мы программируем себя на успешное выполнение задачи. Наш мозг уже готов, рвется в бой!

Это упражнение не зря стоит в первых рядах.  Развивает воображение, визуализацию и подпитывает уверенность в себе. В отдельной статье можно почитать про визуализацию желаний.

Если бы, да кабы

Отличным упражнением для развития креативности вашей речи станет рассуждение на самые немыслимые и фантастические темы. Например:

  • Если бы коровы могли летать?
  • Если бы люди не изобрели колесо?
  • Если бы на Земле не было гравитации?
  • Если бы стены могли говорить?

При ответе на вопросы, очень важно не отвечать примитивно, а раскрывать Ваше видение полностью, с мельчайшими подробностями, пусть и самыми невероятными.

Расфокусировка

Творческое мышление не терпит жесткости и напряжения. Мозг должен быть в легком и полурасслабленном состоянии, чтобы мыслить по-новому. Сейчас мы будем учиться создавать такое состояние.

Начните воспринимать сигналы сразу от всех органов чувств. Прислушайтесь к звукам за окном, вдохните запах, доносящийся с кухни, осмотритесь вокруг, почувствуйте прикосновение теплого одеяла к ногам. В этот момент мозг придет в расфокусированное состояние и как бы зависнет. Попытайтесь сохранить это состояние хотя бы на несколько минут. С каждым разом увеличивайте время.

В соавторстве с Далем

Вообразите ситуацию, когда Вам предложили стать соавтором толкового словаря, Ваша задача — дать предельно точное и подробное определение слов. Сначала возьмите простые слова, затем переходите на абстрактные понятия. Пусть Ваше определение не ограничивается парой предложений, постарайтесь дать определение слову таким образом, чтобы спутать его с другим было нереально.

Развивайте свою мысль и не ограничивайтесь одним предложением, объясните смысл слова так, чтобы возможность спутать его с другим была исключена. Например, дайте определение таким словам, как: креативность, риторика, мороженое, влияние.

Сочинения

Мысленно вернитесь в школу и вспомните уроки литературы. Только не спешите кидать в нас тапком за такие советы! Мы не заставим вас расписывать на четырех листах смысл письма Татьяны к Евгению Онегину. Темы для своих сочинений можете брать абсолютно любые. Главное, чтобы можно было вдоволь порассуждать и поумничать.

Как развить креативность: лучшие приемы бизнес-тренера

  1. Почему холодная сторона подушки приятнее, чем теплая.
  2. В чем смысл выражения “Назвался груздем, полезай в кузов”.
  3. Нравственная подоплека песни Ольги Бузовой “Мало половин”.
  4. Почему болгарин – житель Болгарии, а болгарка – инструмент.
Вам может быть интересно:  Как загадывать желания, чтобы они исполнялись: действенные методы

Крылатые выражения

Русский язык богат крылатыми выражениями, поговорками, красочными эпитетами, идиомами. Некоторые из них у всех на слуху, а о существовании некоторых знают не все филологи. Предлагаю пораскинуть мозгами и попытаться придумать объяснение не самым известным русским поговоркам. А затем загуглить реальное значение и оценить работу своей фантазии.

Как развить креативность: лучшие приемы бизнес-тренера

  1. Бела береза, да деготь черен.
  2. Один сын – не сын, два сына – полсына, три сына – сын.
  3. Жалует царь, да не жалует псарь.
  4. До Бога высоко, до царя далеко.

Инструкции

Как развить креативность: лучшие приемы бизнес-тренера

Когда у вас будет готовый список, придумайте инструкцию для одного из способов использования. Примерно это может выглядеть следующим образом.

Берете зубную щетку, помещаете ее в правую руку и плотно обхватываете всеми пятью пальцами. Заносите руку за спину и начинаете совершать движения вверх-вниз по спине в том месте, где ощущается зуд.

Продолжаете до тех пор, пока зуд не пройдет. При необходимости выполните несколько подходов.

С разных точек зрения

Рассмотреть карандаш с точки зрения:

  • Ученика
  • Работника банка
  • Продавца
  • Мыши
  • Годовалого ребенка

И как пример, готовые ответы

  • Ученика – предмет, с помощью которого можно нарисовать в учебнике кривую рожицу;
  • Работника банка – предмет, с помощью остро отточенного можно делать пометки в документах;
  • Продавца – предмет, который можно продавать;
  • Мыши – не вкусный предмет;
  • Годовалого ребенка – предмет, которым можно почесать растущие зубки;

Чудо-юдо

Возьмите лист бумаги и карандаш. Умение хорошо рисовать приветствуется, но в данном упражнении не играет особой роли, все равно результат должен остаться у Вас в голове. Теперь, взяв в руку карандаш, пробуем изобразить несуществующее животное, в котором будут сочетаться как можно большее количество черт других животных. Например, зайца с ушами слона, хвостом тигра и лапами кенгуру.

После того, как Вы посчитаете шедевр оконченным, постарайтесь осмыслить Ваше творчество и придумать небольшой рассказ с участием этого мутанта, как он появился, почему обладает этими чертами, как ему живется.

Обзови меня тихо по имени

Придумываем новые названия для предметов, животных и всего, что нас окружает. Для примера возьмем слово «телефон», он же сотовый, мобилка, звонилка. А теперь придумайте ему другое, уникальное название. В начале можете использовать несколько слов для названия, например, говорильный аппарат или связник.

Практикуйте это упражнение хотя бы раз в день, например, когда едете на работу, и в скором времени Вы заметите, что креативность Вашей речи и мышления значительно увеличилась.

Странное искусство

Это упражнение поможет вам не только развить креативное мышление, но и познакомиться с мировыми шедеврами живописи.

Как развить креативность: лучшие приемы бизнес-тренера

Начните знакомиться с творчеством одного из них.

Внимательно рассматривайте картины, ищите объяснение увиденному, размышляйте над смыслом, который хотел вложить автор. Это поможет расширить границы сознания и научиться смотреть на вещи под разными углами.

Наш фаворит – нидерландский художник конца XV века Иероним Босх. На его картинах множество деталей, символов, зашифрованных посланий. Их можно разглядывать часами.

В поисках прилагательных

Берем любое слово и пишем к нему 5 прилагательных, которые подходят к нему по смыслу. Например, ящик – картонный, старый, вместительный, почтовый, черный. Затем, напишите 5 прилагательных, которые никак не подойдут к нему. Например, тот же ящик – живой, ясный, быстрый, меркантильный, кратковременный.

Выполняя упражнение, Вы заметите, что не так легко вытащить из своей памяти заданные прилагательные.

Выступление на тему

Выберите любую тему, для начала лучше взять знакомую, и в течение 3-5 минут говорите исключительно на эту тему. Говорить, в идеале, нужно связно, уверенно, красиво, без заминок и использования слов-паразитов.

Это упражнение заставит Ваш мозг работать быстрее. Изначально будет сложно выдавить из себя хотя бы два предложения, но потом Ваша мысль будет развиваться, хотя логика сказанного и будет оставлять желать лучшего.

Выполнение данного упражнения необходимо довести до такого уровня, чтобы в Вашем монологе не было пробелов и явных ляпов.

9 упражнений для развития креативности речи и мышления

Овеществление абстрактных понятий

Мы используем в речи множество слов, которые не имеют материального выражения.

Как развить креативность: лучшие приемы бизнес-тренера

Можете сами продолжить этот ряд.

Попробуйте изобразить эти слова на листе бумаги.

С чем они у вас ассоциируются? На что похожи?

Будет здорово, если вы подойдете к этому упражнению со всей фантазией и создадите цветные детальные изображения.

Кстати, тренировать креативное мышление можно и онлайн с помощью специальных приложений. У нас на сайте как раз есть обзор самых эффективных.

Очепятка

Для выполнения этого упражнения, Вам снова понадобится текст. Попросите кого-нибудь из близких «отредактировать» этот текст так, чтобы там было как можно больше опечаток (буквы поменяны местами, пропущена буква или стоит не та буква). Вашей задачей будет прочитать этот текст вслух, на ходу исправляя опечатки «редактора».

Смысл этого упражнения в том, чтобы за минимальное количество времени Вы, читая текст вслух, допустили наименьшее количество ошибок. А в идеале, тот, кто правил Вам текст, будет Вас слушать и исправлять. Это упражнение хорошо развивает реакцию.

9 упражнений для развития креативности речи и мышления

Вечные вопросы

Вспомните себя в детстве и ответьте на следующие вопросы.

Как развить креативность: лучшие приемы бизнес-тренера

– Почему дерево качается?

– Потому что ветер дует.

– Почему ветер дует?

– Потому что температура меняется.

– Почему температура меняется?

– Отстань, надоел со своими вопросами!

Сегодня взрослый – это вы, а значит, вопросы можно обращать к себе. Каждый раз, когда у вас в голове возникает какой-то вопрос, не ограничивайтесь только им. Стройте цепочку дальше. После 3-4 вопроса вы осознаете, как мало на самом деле знаете. Отличный повод начать расширять кругозор.

Источники

  • https://genuspeha.ru/kak-razvit-kreativnost/
  • https://quasa.io/ru/media/30-uprazhneniy-dlya-razvitiya-kreativnogo-myshleniya
  • https://www.MarieClaire.ru/psychology/effektivnyie-uprajneniya-dlya-tvorcheskogo-myishleniya/
  • https://econet.ru/articles/9-uprazhneniy-dlya-razvitiya-kreativnosti-rechi-i-myshleniya

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: